Пост-релиз научно-практической конференции СДС «Военный Регистр»

Пост-релиз научно-практической конференции СДС «Военный Регистр»

 

С 13 по 15 марта 2019 года в парк-отеле Воздвиженское (г. Серпухов) Центральный орган СДС «Военный Регистр» провел научно-практическую конференцию «Новое поколение стандартов, устанавливающих требования к СМК. Передовой опыт и практика применения на предприятиях ОПК».

Основными целями конференции стали: обсуждение и выработка взвешенных решений в сфере управления качеством продукции оборонного назначения, обсуждение широкого круга вопросов по актуальным проблемам технического регулирования, с которыми сталкиваются предприятия ОПК при внедрении новых документов по стандартизации и возможные пути их решения.

Конференция объединила представителей ряда федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, государственных корпораций и концернов, предприятий промышленности, органов по сертификации и экспертов в области качества, заинтересованных в решении поставленных вопросов.

Особое внимание на конференции было уделено проблемам создания и совершенствования систем менеджмента качества на предприятиях ОПК, вопросам их оценки и, непосредственно подтверждения соответствия требованиям государственного заказчика ВВТ, которые остаются нерешенными до настоящего времени. Обсуждены вопросы отсутствия государственного регулирования в сфере добровольного подтверждения соответствия, а также современные задачи метрологических служб оборонных предприятий.

Рассмотрены вопросы, касающиеся системы стандартизации оборонной продукции, особенности вновь принятых и действующих стандартов, представлена экспертная оценка проекта основополагающего ГОСТ РВ 0015–002–ХХХХ, а также наработки в области построения и подтверждения соответствия СМК интегрированных структур.
Научно-практическая конференция стала знаковым мероприятием, на котором участники в доброжелательной обстановке смогли обменяться опытом и мнениями по имеющимся проблемным вопросам со своими коллегами - представителями служб качества предприятий ОПК, органов по сертификации и ведущими экспертами.

Открыл конференцию президент АНО «Военный Регистр», руководитель Центрального органа СДС «Военный Регистр» Валерий Дмитриевич Маянский.

Со вступительным словом от имени Координационного совета СДС «Военный Регистр» перед участниками конференции выступил Представитель РСПП Виталий Николаевич Красников. В своем выступлении он подтвердил заинтересованность участия РСПП в совершенствовании процедур добровольной сертификации в целях повышения качества продукции, выпускаемой предприятиями отечественного ОПК и в укреплении имиджа добровольного подтверждения соответствия в целом.

Президент Всероссийской организации качества, главный редактор журнала «Стандарты и качество» Геннадий Петрович Воронин в своем докладе «Проблемы государственного регулирования в области качества российских товаров и продукции оборонного назначения», отметил, что несмотря на многочисленные решения, принимаемые на различных уровнях управления в государстве, качество продукции на российском рынке продолжает ухудшаться. Темпы прироста ВВП в РФ за последние 10 лет снизились. Поставленная Президентом РФ задача по импортозамещению продукции решается крайне медленно из-за технологического отставания основных отраслей машиностроения от передовых стран мира.

На рынке труда и на предприятиях отмечается низкая компетентность профильных специалистов машиностроения (технологов, конструкторов, инженеров), что заметно на таких мероприятиях как «Инженер года», выявивший, к сожалению, крайне невысокий уровень знаний основных инженерных дисциплин у победителей данного конкурса.

В связи с этим необходима серьезная работа по воспитанию трудовых коллективов на предприятиях промышленности в ОПК, для повышения их ответственности, культуры и обеспечения бездефектной работы.

Выступающий упомянул и серьезные упущения в деятельности Росстандарта, где 30 технических комитетов оказались без единого руководства, и отметил недопустимо низкий уровень разрабатываемых национальных стандартов.

Геннадий Петрович отметил, что на прошедшем 18 февраля 2019 г. расширенном заседании Комитета ТПП по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции был выделен ряд системных проблем в обеспечении качества отечественной продукции, где в виде ключевой проблемы обсуждалось отсутствие государственной политики в области качества и лидерства в высшем руководстве ФОИВ, интегрированных структур, а также присутствие в данных ведомствах «системной безответственности».

В заключении своего выступления Г.П. Воронин сообщил, что, в настоящее время готовится решение по данным проблемам со стороны Президента страны.

Доклад на тему «Качество ВВТ – как основа национальной безопасности российского государства», который должен был представить Анатолий Петрович Ситнов – председатель Консультационного совета отделения спецтехники и конверсии Академии проблем качества, в виду его отсутствия и по его поручению, доложил член президиума Отделения спецтехники и конверсии Академии проблем качества, к.т.н. Олег Михайлович Пенкин.

Основные тезисы доклада А.П. Ситнова, в виду его актуальности, опубликованы на страницах бюллетеня «Менеджмент. Вооружение. Качество» № 1(59)'2019.

Олег Михайлович рассказал о новой Стратегии национальной безопасности РФ, системе концептуальных документов в области оборонно-промышленной безопасности, определяющих качество продукции военного назначения и затронул вопросы нормативно-правовой базы в области оборонно-промышленной безопасности.

Он отметил, что в настоящее время проблема обеспечения качества продукции ОПК выросла в национальную проблему, от решения которой во многом зависит не только конкурентоспособность продукции, но и обороноспособность и экономическая независимость страны. Основная причина, в результате которой «хромает» качество ВВТ, заключается в неспособности старого механизма обеспечения качества эффективно функционировать в новых экономических условиях. Таким образом, военно-техническая политика в области качества и надежности образцов ВВТ, требует дальнейшего совершенствования системы управления качеством не только в организациях, но и на государственном уровне.

Для исправления сложившейся ситуации необходимо формирование научной базы, проведение научных исследований в области качества, создание вузов, готовящих высококлассных специалистов в сфере стандартизации и обеспечения качества.

Одной из важных задач следует считать включение в нормативные правовые акты положений, реально побуждающих и стимулирующих организации ОПК внедрять СМК и поддерживать ее эффективное функционирование для обеспечения гарантий качества продукции, создаваемой в рамках ГОЗ и заказов для федеральных государственных нужд.

По мнению Олега Михайловича, достижение требуемого уровня качества и его постоянное повышение невозможно без принятия в установленном порядке Национальной политики РФ в области качества. Реализация этой политики должна осуществляться с учетом состояния и развития международного рынка и интеграции российской экономики в мировую. В политике следует предусмотреть четкое взаимодействие и согласованные действия всех федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственных заказчиков, ведающих нормативно-правовым регулированием и управляющих государственным имуществом в ОПК.

Выступающий подчеркнул, что принципы военно-технической политики по обеспечению качества продукции ОПК можно реализовать только совместными усилиями федеральных органов исполнительной власти, организаций и предприятий ОПК.

Закономерным продолжением предыдущей темы стал второй доклад О.М. Пенкина о нормативно-правовом обеспечении качества продукции военного назначения.

Лейтмотивом доклада стала тема развития эффективного функционирования ОПК как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности ВС, других войск и органов в современном ВВСТ и обеспечить стратегическое присутствие РФ на мировых рынках высокотехнологичной продукции, а для этого необходимо, прежде всего, совершенствовать нормативно-правовую и методологическую базу.

В своем докладе Олег Михайлович рассказал об основополагающих государственных документах, призванных обеспечить взаимодействие органов государственной власти, организаций и общественных объединений Российской Федерации в области защиты национальных интересов и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

На сегодняшний день, приоритетными направлениями государственной политики РФ в области развития ОПК являются:

1) совершенствование системы программно-целевого планирования развития ОПК в интересах повышения эффективности оснащения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов современными видами ВВСТ, обеспечения мобилизационной готовности ОПК;

2) формирование в ОПК опережающего научно-технического задела и осуществление технологической модернизации ОПК в целях повышения качества и конкурентоспособности продукции организаций ОПК, обеспечения реализации государственной программы вооружений, комплексного плана военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, мобилизационного плана экономики РФ и решения социально-экономических задач;

3) совершенствование организационно-технологической и институциональной структуры, системы управления ОПК и государственного управления деятельности его организаций;

4) обеспечение инновационного развития ОПК, реализация его конкурентных преимуществ, продвижения технологий и продукции организаций ОПК на рынки высокотехнологичных товаров и услуг, развития современных форм международного сотрудничества;

5) развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала организаций ОПК, обеспечение социальной защищенности их работников;

6) развитие системы информационно-аналитического обеспечения функционирования ОПК;

7) развитие кооперационного сотрудничества и интеграционного взаимодействия организаций ОПК РФ с организациями оборонной промышленности государств-членов ОДКБ в области разработки, производства, эксплуатации, ремонта и утилизации ВВСТ;

8) обеспечение безопасного функционирования ОПК, защищенности его объектов, сохранения государственной тайны.

В своем докладе О.М. Пенкин также акцентировал внимание участников конференции на основных положениях Федерального закона РФ «О государственном оборонном заказе» (№275-ФЗ от 29декабря 2012г.), Федерального закона РФ «О промышленной политике в РФ» №488-ФЗ от 31декабря 2014г., Федерального закона РФ «О стратегическом планировании в РФ» №172-ФЗ от 28июня 2014., Федерального закона «О стандартизации в РФ» №162-ФЗ от 29 июня 2015 г., Федерального закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27декабря 2002г., а также документах, коррелирующих с данными законами.

Говоря об общетехнических системах стандартов, докладчик обозначил роль и место стандартов в нормативном обеспечении качества продукции. Не остались без внимания и «Военные системы стандартов», где были перечислены и рассмотрены основные военные системы стандартов.

И, конечно основным ключевым нормативным документом, рассматриваемым в представленном докладе О.М. Пенкина, стал ГОСТРВ0015–002–2012 – как один из основных стандартов СРПП ВТ.

Доклад Валерия Васильевича Малюгина – представителя ФГБУ 46 ЦНИИ Министерства обороны РФ – «Система стандартизации оборонной продукции», участники слушали с особым интересом, так как он перекликался с предыдущим докладом и содержал авторитетный экспертный анализ основополагающих федеральных законов: № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Положения о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу (утв. пост. Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. №1275) и других нормативно-правовых актов.

Вывод, который сделан экспертом, неутешителен и заставляет задуматься: как при наличии уже третьего за последние несколько лет постановления Правительства РФ, различных распоряжений Правительства РФ о стандартизации оборонной продукции, решений коллегии ВПК, установивших ответственность и задачи федеральных органов исполнительной власти в области военной стандартизации, эти задачи не выполняются, и никто за это не несет ответственности!

Помощник генерального директора по качеству, представитель руководства по СМК АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей», д.т.н., профессор, Сергей Николаевич Остапенко, в своем докладе на тему «Современные подходы к управлению качеством продукции в интегрированной структуре АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей», рассказал о выстраивании системы по повышению качества и надежности продукции интегрированной структуры Концерна.

Сергей Николаевич отметил, что системы менеджмента качества по-прежнему сохраняют актуальность в силу следующих причин:

  • СМК являются обязательным условием законодательства РФ для получения лицензии на виды деятельности;
  • Наличии требований к СМК предприятий (организаций) при выполнении государственного оборонного заказа.

Однако, по словам С.Н. Остапенко, низкая результативность СМК в решении практических задач обеспечения качества и надежности оборонной продукции – не следствие неэффективности стандартов серии ИСО 9000, а результат деятельности предприятий и должностных лиц, считающих, что сертификация СМК – достаточное условие для обеспечения качества.

Сегодня основная задача по повышению качества и надежности продукции Концерна это обеспечение безотказной эксплуатации изделий оборонной продукции, выпускаемых ИС Концерна, одним из путей достижения которой, является повышение результативности производственно-технологических систем предприятий ИС Концерна, отдельных процессов СМК и технологических систем посредством предупреждающих действий по обнаружению дефектов и устранению причин их возникновения в процессе производства.

Наиболее важными решениями в области создания системы управления качеством и надежностью оборонной продукции, одобренных высшим руководством и Правлением Концерна являются:

1. Создание организационной структуры систем дочерних организаций (ДО) и механизма инспекторских проверок результативности производственных систем ДО Концерна, а в перспективе предприятий кооперации – поставщиков продукции.

2. Отработка в соответствии с утвержденным «Планом мероприятий по созданию и внедрению комплексной системы управления качеством и надежностью оборонной продукции Концерна (КСУКНП)», систем управления качеством и надежностью оборонной продукции (СУКНП) как реализационной части СМК ДО Концерна, в целях внедрения и апробации на пилотных ДО Концерна с различным спектром производимой оборонной продукции и услуг.

3. Смещение акцентов в области управления качеством и надежностью оборонной продукции с процесса рекламационной работы по восстановлению работоспособности изделий оборонной продукции, эксплуатирующихся у заказчиков, и оценки результативности деятельности по показателям дефектности изделий оборонной продукции, находящихся на стадии жизненного цикла изделий (ЖЦИ) «эксплуатация (гарантийная)» , на кратное повышение результативности производственной системы Концерна и ДО Концерна, результативности производственных процессов и процессов СМК, оказывающих наибольшее влияние на качество и надежность финальных изделий оборонной продукции.

С целью обеспечения реальной, а не формальной результативности СМК Концерна и ДО Концерна, планируется разработать и внедрить КСУКНП, построенную на принципах и требованиях стандартов ИСО серии 9000 (версии 2015 г.), стандарта ГОСТ РВ 0015–002–2012, а также требованиях теории систем и системной инженерии.

Темой доклада директора Центра научных исследований и законодательно-правового анализа АНО «Военный Регистр» Сергея Борисовича Дорохова, прозвучавшего в первый день конференции, стали «Проблемные вопросы построения и сертификации СМК в интегрированных структурах».

В своем докладе С.Б. Дорохов, продолжая тему СМК интегрированных структур, заданную предыдущим докладчиком представил участникам проблемы и пути их решения при построении и сертификации СМК в ИС.

Мировой опыт свидетельствует о том, что единственный путь, ведущий к успеху в становлении конкурентоспособных промышленных структур, заключается в концентрации капитала и производственных мощностей, их интеграции по вертикальному технологическому принципу.

Большие размеры повышают степень формализации, но уменьшают способность к организационным изменениям. Подобная негибкость является недостатком больших организаций, однако их весомым преимуществом выступает значительная власть на рынке и хорошая ресурсная база. Данный недостаток могут компенсировать результативные системы менеджмента.

Необходимость сертификации системы менеджмента качества определяет Заявитель, а орган по сертификации (ОС) должен оценить возможность сертификации на соответствие установленным требованиям. Однако, на сегодняшний день единой классификации видов и форм ИС и требований к ним в законодательных актах РФ не установлено. Также не установлены единые требования к построению и сертификации СМК интегрированных структур по аналогии с ГОСТ Р ИСО 9001, который устанавливает требования к СМК в отдельной организации. Поэтому в каждом конкретном случае разработки и внедрения систем менеджмента в ИС необходим глубокий анализ системы взаимодействующих связей в компании, как внутри ее, так и с внешними организациями. Здесь большое поле работы для консалтинговых компаний, органов по сертификации и систем добровольной сертификации.

Сергей Борисович предложил следующие варианты решения проблем:

1. Доработать законодательные требования по вопросу полномочий и ответственности различных видов и форм интегрированных структур с целью создания механизмов взаимодействия всех субъектов и участников холдингов и корпораций.

2. Разработать типовые требования или методические рекомендации к построению в интегрированных структурах систем менеджмента с учетом их видов и форм. В качестве базовых требований использовать ГОСТ Р ИСО 9004.

3. Организовать проведение семинара или круглого стола в Центре подготовки и развития персонала АНО «Военный Регистр» по проблемным вопросам сертификации СМК интегрированных структур отечественного ОПК.

4. Для оценки соответствия установленным требованиям СМК в ИС предприятиям ОПК использовать систему добровольной сертификации, обладающую необходимым ресурсом (в том числе, ОС и штатом экспертов) для наиболее полной оценки соответствия установленным требованиям.

На конференции выступил заместитель директора по качеству ПАО «Туполев», д.т.н., академик Метрологической академии Владимир Александрович Агупов – эксперт высшей квалификационной категории СДС «Военный Регистр».

Его доклад «Современные задачи метрологических служб организаций промышленности при реализации Стратегии обеспечения единства измерений в РФ до 2025. Рекомендации по формированию организационной структуры метрологических служб» – затронул важные темы метрологических служб предприятий ОПК и вызвал интерес участников – представителей предприятий ОПК.

Деятельность метрологических служб организаций промышленности направлена на обеспечение единства и требуемых точности измерений, достоверности контроля параметров и испытаний продукции в целях достижения эффективности процессов создания и заданного уровня качества продукции.

Комплексный подход к обеспечению качества продукции подразумевает создание и внедрение в СМК организаций промышленности требований ГОСТ Р ИСО 9001–2015. При выполнении ГОЗ организации промышленности должны внедрить в СМК требования ГОСТ Р ИСО 9001–2015 и дополнительные требования ГОСТ РВ 0015–002–2012.

Деятельность метрологической службы предприятия – составная часть всех работ организаций промышленности по созданию и развитию СМК на основе внедрения процессного подхода к обеспечению качества продукции.

При организации процессов метрологического обеспечения метрологи взаимодействуют со специалистами служб стандартизации и качества. Основы стандартизации и менеджмента качества – это элемент компетенции современного метролога, которая позволяет ему правильно разрабатывать процессы метрологического обеспечения и добиваться их эффективного внедрения в СМК.

Проблемы и основные направления развития метрологического обеспечения организаций промышленности сформулированы в Стратегии обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 г. (Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2017 г. №737-р).

Планом мероприятий по реализации Стратегии предусмотрено внесение изменений в №102-ФЗ и отдельные технические регламенты по вопросам метрологического обеспечения продукции (Распоряжение Правительства РФ от 08.11.2017 г. №2478-р).

Современные задачи метрологических служб предприятий при реализации Стратегии ОЕИ до 2025 года таковы:

1. Участие в актуализации нормативно-правовой базы ОЕИ РФ путем разработки, обсуждения и согласования предложений по изменению №102-ФЗ, технических регламентов в области ОЕИ;

2. Участие в актуализации ДС, содержащих метрологические требования в рамках национальной программы стандартизации;

3. Участие в пересмотре ОСТ в области ОЕИ путем внесения предложений по их изменению или переводу в разряд национальных стандартов, государственных военных стандартов либо стандартов организаций (корпораций, холдингов, др. интегрированных структур);

4. Реализация технической политики по замещению эталонов единицы величины, стандартных образцов и средств измерений импортного производства, особенно при выполнении ГОЗ, аналогичным измерительным оборудованием отечественного производства.

Современные задачи метрологических служб организаций промышленности в ближайшие годы будут связаны с совершенствованием нормативно-правовой базы, разработкой и внедрением новых цифровых информационных технологий в области ОЕИ, а успех решения вышеуказанных метрологических задач в значительной степени зависит от правильности организации и установления структуры метрологический службы в СМК.

Традиционно большой интерес присутствующих вызвал доклад генерального директора ООО «Сервис сертификации», эксперта высшей квалификационной категории СДС «Военный Регистр» Александра Вячеславовича Сидорина «Практические рекомендации по оценке рисков процессов СМК с учетом требований ГОСТ Р ИСО 9001–2015».

В начале своего доклада, обозначив этапы процессного подхода в менеджменте, он перешел к понятию «Риск ориентированное мышление» внедрение которого позволяет организации определять факторы, которые могут привести к отклонению от запланированных результатов процессов и системы менеджмента организации, а также использовать предупреждающие средства управления для минимизации негативных последствий и максимального использования возникающих возможностей.

В своем выступлении Александр Вячеславович рассказал об основных источниках рисков, требующих проведения управляющих воздействий, а также обозначил области рисков. Выступление Александра Вячеславовича оказалось очень полезным с практической точки зрения, так как за короткое время ему удалось рассказать об идентификации рисков на всех стадиях ЖЦП и привести примеры из практики предприятий ОПК.

В заключительной части своего доклада Александр Вячеславович рассказал участникам конференции о методах оценки рисков выпуска некачественной военной продукции и возможных мероприятиях по снижению рисков.

С итоговым докладом о деятельности СДС «Военный Регистр» в 2018 году, проблемах, задачах и путях их решения, выступил президент АНО «Военный Регистр, руководитель Центрального органа СДС «Военный Регистр» Маянский Валерий Дмитриевич.

Подводя итоги прошедшего года, Валерий Дмитриевич отметил, что Система добровольной сертификации «Военный Регистр» в течение 19-ти лет обеспечивает проведение добровольной сертификации на предприятиях ОПК и в других организациях по всей территории Российской Федерации на основе Правил функционирования и Порядка применения Знака соответствия Системы.

Для гармонизации требований к участникам, в Системе обеспечивается своевременное и планомерное совершенствование нормативных документов на соответствие современным требованиям к системам менеджмента. В связи с актуализацией нормативно-правовых документов, в 2018 году Система прошла перерегистрацию, и сегодня нормативная документация СДС «Военный Регистр» соответствует международным и национальным документам (стандартам ИСО/МЭК серии 17000 и документам IAF).

Система осуществляет свою работу и развивается в соответствии с «Концепцией развития СДС «Военный Регистр» в области обеспечения и повышения качества оборонной продукции на 2017–2020 годы». Главная стратегическая Цель Системы заключается в обеспечении максимальной достоверности выдаваемых сертификатов соответствия. Достижение этой стратегической Цели проводится Центральным органом планомерно и обеспечивается взаимодействием и поддержкой Субъектов Системы, которых на сегодняшний день 75. Центральный орган развивает партнерство с участниками Системы и способствует решению имеющихся у них проблемных вопросов. В рамках этого партнерства также осуществляется работа по контролю за объективностью сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, учитывается зрелость и готовность систем менеджмента качества к независимому подтверждению соответствия.

Валерий Дмитриевич отметил, что Система является одной из крупнейших в ОПК. По итогам 2018 года в Реестре Системы зарегистрированы и имеют статус действующих 1 967 сертификатов соответствия системы менеджмента, продукции и компетентности персонала. Сертификаты соответствия имеют 1 696 предприятий. Система не стоит на месте и в 2018 году в Систему заявлено 167 новых предприятий.

Такие показатели работы Системы стали возможными благодаря слаженной работе Субъектов Системы и прежде всего, наличию высококвалифицированных компетентных экспертов. С целью осуществления постоянного контроля деятельности экспертов по сертификации СМК, специалистами ЦО проводится ежегодный мониторинг уровня компетентности экспертов по разработанной методике. На сегодняшний день в Реестре Системы зарегистрировано 396 аттестованных экспертов и 127 технических экспертов.

Одним из приоритетных направлений деятельности СДС «Военный Регистр» является повышение компетентности экспертов Системы и персонала предприятий ОПК. В Системе зарегистрировано 4 учебных центра, осуществляющих реализацию дополнительных профессиональных программ – повышения квалификации и профессиональной переподготовки для широкого круга специалистов предприятий ОПК и экспертов Системы.

С заинтересованными сторонами по каждому направлению своей деятельности, СДС «Военный Регистр» выстраивает систематический и конструктивный диалог, для чего поддерживает работу сайта и ежеквартально издаёт информационный бюллетень «Менеджмент. Вооружение. Качество». Кроме того, в 2018 году осуществлялось внешнее сотрудничество СДС «Военный Регистр» с госкорпорациями, интегрированными структурами и общественными организациями в рамках заключенных Соглашений о взаимодействии.

В заключение своего доклада, подводя итог проделанной Центральным органом Системы работы, Валерий Дмитриевич отметил, что анализ состояния деятельности по добровольной сертификации выявил ряд проблем с обеспечением качества вооружения и военной техники, поставляемых в Вооруженные Силы РФ. Как и в любой сфере деятельности, только совместные усилия законодателей, практиков и теоретиков смогут принести закономерный успех в решении проблемных вопросов. Поэтому Центральный орган СДС «Военный Регистр» продолжит усилия по реализации своих многолетних наработок в области независимого подтверждения соответствия и повышения результативности функционирования систем менеджмента и качества продукции военного назначения.

Завершился первый день конференции торжественным награждением и чествованием лучших участников СДС «Военный Регистр» по итогам работы в 2018 году. Всего награды получили 67 представителей от органов по сертификации, учебных центров, предприятий и научных организаций, эксперты Системы.

 

Подробный список награжденных на конференции можно посмотреть здесь

Второй день конференции открыл доклад директора Центра научных исследований и законодательно-правового анализа АНО «Военный Регистр» С.Б. Дорохова на тему «Международные требования по проведению надзора за системой сертификации и опыт применения в РФ (EN 9104-002:2016, ГОСТ Р 58337-2018)».

Сергей Борисович напомнил собравшимся, что в 1998 г. основными производителями аэрокосмической промышленности с целью улучшения качества и снижения затрат в цепочке поставок аэрокосмической и оборонной отраслей, была создана международная платформа IAQG, в которой на сегодняшний день участвуют более 60 крупных компаний аэрокосмической промышленности, разделяющиеся на три сектора: Американский AAQG , Азиатский APAQG и Европейский (EAQG). В EAQG входят и ряд российских компаний: с 2000 года – «Сухой» (ПАО «ОАК»), с 2013 года – АО «Вертолеты России», с 2018 года – Корпорация «Роскосмос».

Одной из основных задач авиакосмической международной группы качества является разработка международных стандартов серии EN 9100, устанавливающих требования к СМК организаций авиационной, космической и оборонной отраслей. В 2018 году по инициативе участников рабочей группы (ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России») по развитию схемы надзора в России за выполнением установленных требований к СМК, был разработан национальный ГОСТ Р 58337–2018 «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной промышленности. Требования по проведению надзора за системой сертификации», идентичный EN 9104-002:2016. Сергей Борисович в своем выступлении отметил ключевые требования данного стандарта и опыт его применения в РФ с участием национальной российской группы (CGR).

Об особенностях проекта новой редакции стандарта ГОСТ РВ 0015-703 «Порядок предъявления и удовлетворения рекламаций» рассказала участникам заместитель руководителя Центрального органа СДС «Военный Регистр», директор Центра подготовки и развития персонала Анастасия Ивановна Дёрова.

Окончательная редакция проекта ГОСТ РВ 0015–703 разработана ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий» взамен ГОСТ РВ 15.703–2005. Анастасия Ивановна рассказала об основных изменениях в новой редакции стандарта, показала новые формы документов, оформляемых в ходе рекламационных работ. Отметила, что срок, в течение которого поставщик основного изделия, при получении рекламации на дефектные комплектующие изделия (КИ) от потребителя, должен направить рекламацию поставщику КИ и военному представительству при поставщике КИ, увеличен до трех дней. А вот срок рассылки акта исследований, наоборот, сокращен до суток после его утверждения. Спикер обратила внимание, что расширен список документов, которые необходимо учитывать при проведении рекламационных работ. Теперь, кроме уведомления о вызове поставщика, рекламационного акта, акта исследования, экспертного заключения и акта удовлетворения рекламаций, в комплект документов добавилось сообщение об обнаруженных дефектах и сообщение поставщика о получении уведомления. Интересно, что в проекте введен новый для этого стандарта термин – самоустраняющийся дефект и пункт, в котором говорится что делать в случае его обнаружения. Также Дёрова обратила внимание на новый пункт, подробно описывающий порядок возмещения расходов при проведении рекламационных работ.

Выступление Александра Вячеславовича Сидорина во второй день конференции с докладом по оценке концепции проекта новой версии ГОСТ РВ 0015–002–2ХХХ стало наиболее эмоциональным и вызвало полемику среди участников конференции, так как проект основополагающего для отрасли ГОСТа вызывает довольно неоднозначные отзывы в экспертной среде.

В соответствии с Техническим заданием на разработку государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-002, утвержденным Директором Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России и согласованным Информационным центром стандартизации оборонной продукции, срок представления окончательной редакции проекта стандарта с комплектом документов в подготовительную организацию Росстандарта для принятия – ноябрь 2019 г., срок введения стандарта в действие – апрель 2020 г.

Александр Вячеславович в своем выступлении обратил внимание собравшихся на ключевые общие изменения в проекте стандарта, не принимая во внимание редакционные замечания, особо отметив положительные изменения. Спикер дал грамотную экспертную оценку проекту и выразил надежду, что после публичного обсуждения замечания будут учтены в окончательной редакции проекта.

С особенностями и возможными проблемами применения международного стандарта ISO/IEC17025:2017 в России «Требования к испытательным лабораториям» ознакомил участников конференции Василий Михайлович Крикун – советник генерального директора АС «Русский Регистр», к.т.н, с.н.с.

Василий Михайлович напомнил собравшимся, что срок перехода на новую версию ISO/IEC 17025:2017 – 3 года с даты опубликования, то есть до ноября 2020 года. По окончании переходного периода аккредитация лабораторий на соответствие ISO/IEC 17025:2005 не будет признаваться в рамках Соглашения о признании ILAC MRA. Несмотря на то, что времени осталось мало, до сих пор отсутствует межгосударственная или национальная версия международного стандарта ISO/IEC 17025:2017. Кроме того, есть и другие проблемы:
  • Одновременно имеется две официальных версии международного стандарта;
  • Осталось менее одного года до подачи заявления на аккредитацию по новой версии стандарта (с учетом оптимистического периода проведения работ);
  • Выход межгосударственного стандарта ожидается в августе 2019 года (разрабатывает республика Беларусь). На переход и внедрение отводится менее полугода (оптимистически);
  • В проекте новой версии ГОСТ РВ 0015-002 упоминается уходящая версия;
  • Какой-либо программы перехода на новую версию нет;
  • Также имеются серьезные различия в определении терминов и понятий.

Поскольку в последнее время появились статьи, в которых приводятся совершенно неподходящие для лабораторной деятельности подходы, вплоть до применения специальных стандартов, в завершение своего доклада В.М. Крикун рассказал о наиболее применимом подходе на начальном этапе внедрения стандарта.

Доклад «Государственный оборонный заказ. Правовое регулирование» представила Анна Георгиевна Егорова – начальник департамента сертификации ОПКиИТ – заместитель руководителя органа по сертификации «Русский Регистр».

Анна Георгиевна рассмотрела вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятий в отношении государственного оборонного заказа, дала пояснения по ведению раздельного учета и методам начисления при организации раздельного учета в сфере ГОЗ, рассказала о порядке формирования состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой по ГОЗ. Также были рассмотрены основные направления государственного контроля (надзора) в сфере ГОЗ, вопросы контроля ВП, и другие аспекты, возникающие при заключении контрактов по государственному оборонному заказу.

С заключительным докладом на конференции выступила Мария Александровна Егорова – первый заместитель руководителя Центрального органа СДС «Военный Регистр», руководитель Органа по оценке компетентности АНО «Военный Регистр». Ее доклад «Актуализация нормативной документации СДС «Военный Регистр» с учетом изменений в законодательной и нормативной базах РФ» познакомил участников конференции с введенным в 2018 году рядом ключевых ГОСТов, касающихся деятельности Системы, таких как ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1–2017 и ГОСТ РВ 0015–003–2017.

В соответствии с новыми ГОСТами, специалистами Центрального органа СДС «Военный Регистр», совместно с экспертным сообществом проведена большая и плодотворная работа по актуализации нормативной документации Системы.

С 19 июля 2018 г. введены основополагающие документы Системы:

  • ВР РД 01.001–2018 «Правила функционирования»;
  • ВР РД 01.002–2018 «Порядок применения Знака соответствия».

С 01 марта 2019 г. введены нормативные документы, касающиеся подтверждения соответствия систем менеджмента качества и новых требований к органам по сертификации систем менеджмента, проводящих эту оценку:

  • ВР РД 02.001–2018 «Положение об органе по сертификации систем менеджмента»
  • ВР РД 03.001–2018 «Порядок сертификации систем менеджмента качества».

Профессиональный диалог, состоявшийся в рамках конференции, способствовал поиску решений проблем по обеспечению гарантированного качества продукции оборонного назначения и более активному взаимодействию между всеми участниками.

Заключительным акцентом мероприятия стало принятие Решения конференции. С внесенными в него замечаниями и предложениями Решение было принято участниками единогласно.

Ознакомиться с Решением конференции можно здесь.

Еще больше фото в нашем ФОТОАРХИВЕ