О цифровизации СМК предприятий оборонно-промышленного комплекса

О цифровизации СМК предприятий оборонно-промышленного комплекса

В докладе Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности 2016–2017 годов, наряду с развитием инфраструктуры подчеркивается особое значение инвестиций в инновации, навыков и эффективных рынков. В международном рейтинге Российская Федерация занимает 43-е место.[1]

Низкий уровень инноваций и неразвитость бизнеса, а также недостаточно развитые государственные и частные институты и финансовый рынок являются «узкими» местами для конкурентоспособности России на глобальном цифровом рынке.

Для ликвидации такого вопиющего отрыва был принят ряд документов, относящих цифровые технологии к приоритетным проектам.

В целях управления развитием цифровой экономики Программа «Цифровая экономика» определяет цели и задачи в рамках 5 базовых направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2024 года.

К базовым направлениям относятся:

  •  нормативное регулирование,
  •  кадры и образование,
  •  формирование исследовательских компетенций и технических заделов,
  •  информационная инфраструктура,
  •  информационная безопасность.

Особенно стоит отметить, что при рассмотрении вопросов, связанных с цифровизацией компаний, как правило, рассматривается вопрос создания новых сервисов, призванных бороться за клиентов, что означает стремление выйти на первые места по рейтингу производимых товаров и оказываемых услуг, что не является приоритетным при исполнении государственного оборонного заказа, который, фактически, является чутко структурированным и спланированным на достаточно длительный период.

Цифровизация означает переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую.

Цифровая трансформация – использование современных технологий для кардинального повышения производительности и ценности предприятий. Такое определение было дано в работе «Девять основ цифровой трансформации» (авторы Вестерман-Боннэ-Макафи).

По мнению участников форума IT Директоров России, проходившего в Москве 11–12 октября 2018 г. цифровая трансформация в первую очередь предполагает устранение лишних посредников и генерацию новых предложений участникам рынка (сервисов для потребителей и смежников).

По единодушному мнению, как отечественных, так и зарубежных специалистов, цифровизация возможна только после:

А. автоматизации предприятия,

Б. информатизации предприятия.

Об автоматизации предприятия

Предприятия, вне зависимости от вида деятельности, все чаще сталкиваются с необходимостью автоматизации. Большие массивы не всегда структурированных данных, требуемые для анализа и принятия решений, в настоящий момент вручную обрабатывать практически невозможно. Именно поэтому на устах использование таких систем автоматизации, как BI (Business Intelligence), ERP (Enterprise Resource Planning), MES (Manufacturing Execution System) и АСУ ТП (Автоматизированные Системы Управления Технологическими Процессами). Совместное применение подобных систем позволяет выстроить жесткую вертикаль управления деятельностью предприятия, начиная от автоматического сбора информации и закачивая получением сводных аналитических отчетов.

В соответствии с классической теорией управления выделяется три уровня управления:

  • стратегический,
  • тактический,
  • оперативный.

Очевидно, что каждый из них предназначен для решения различных видов задач, отличающихся в первую очередь частотой обработки данных. Следует подчеркнуть, что применение средств автоматизации ведется по канонам указанных уровней.

Совместное использование указанных уровней автоматизации формирует единую информационную среду предприятия.

Так, уровень АСУ ТП, заданный программируемыми логическими контроллерами, SCADA-системами и базами данных, позволяет вести сбор и обработку технологических данных в режиме реального времени. Обработанная информация передается на уровень MES-систем и используется для оперативного управления производством с учетом взаимозаменяемости и переналадок оборудования. Оперативный план производства данного уровня соотносится с результатами работы ERP-систем по стратегическому планированию и управлению административно-хозяйственными операциями компании. Сводная аналитическая отчетность, полученная на основе транзакционных данных ERP-уровня, определит финальный шаг автоматизации средствами BI-систем.

Об информатизации управления предприятием

Информатизация управления предприятием предполагает, что это должна быть согласованная поддержка функциональной и процессной составляющей управленческой деятельности с использованием информационных технологий и средств автоматизации, о которых говорилось выше.

Под управлением предприятием или организацией понимают систему целенаправленного воздействия на все стороны их деятельности в целях повышения эффективности работы и получения максимальной прибыли. Это целевая функция управления. Но управление, если строго, – это цепочка направленных взаимосвязанных действий.

Архитектурно термин управление понимается в виде цикла, состоящего из пяти фаз:

1. Планирование (формирование плановых значений показателей и сроков их достижения);

2. Учет (учет фактических значений тех же показателей во временных точках, предусмотренных планом);

3. Контроль (вычисление разницы между плановыми и фактическими значениями показателей);

4. Анализ (анализ причин отклонений фактических данных от плановых, если они имеются);

5. Регулирование (управляющие воздействия и/или корректировка плана)

 По результатам анализа либо происходит перепланирование (корректировка плана и/или управляющие воздействия) и дальнейшие фазы цикла управления соотносятся с новым планом, либо фазы управления соотносятся со старой версией плана.

Соответственно, общим в информационных системах является то, что они предназначены для поддержки процессов управления.

Возможные проблемы при цифровизации предприятий ОПК и СМК, в частности:

  1.  Недостаточность финансирования для полной автоматизации и информатизации предприятия.
  2.  Отсутствие квалифицированных специалистов, могущих профессионально построить реальную процессную модель системы управления предприятием, без которой невозможно осуществить мероприятия по п.1.
  3.  Отсутствие достаточного количества специалистов должной квалификации, способных работать с BigDate.
  4.  Для предприятий ОПК, производящих режимную продукцию, многие данные, циркулирующие в создаваемой оцифрованной системе, будут составлять сведения, составляющие гостайну различного уровня, что приведет к еще большему (как минимум на порядок) увеличению затрат, связанных с соответствующим оформлением режимных помещений, их категорированию, прокладке требуемых линий связи с должным уровнями криптозащиты и соответствующим программным обеспечением.
  5.  С учетом того, что «оцифрованное» предприятие предполагает полную прозрачность деятельности персонала и минимизацию негативного влияния человеческого фактора, реализация мероприятий по цифровизации будет встречать противодействие со стороны сотрудников, большинство которых стремятся скрывать «провалы» по качеству (сокрытие брака, излишних временных, финансовых и материальных затрат при производстве продукции по ГОЗ надлежащего качества, что в реальности позволяет им, на нынешнем, этапе использовать это в личных целях).

О возникающих проблемах в проведении сертификации СМК при цифровой трансформации.

Нижеизложенное относится к системам менеджмента качества любого предприятия в Российской Федерации.

Эти проблемы отдаленного будущего и то, только в том случае, если в оборонно-промышленном комплексе сохранится добровольная сертификация СМК.

  1. С учетом того, что цифровая трансформация предполагает ликвидацию посредников, это означает, что отсутствует необходимость промежуточных документов и структур – при цифровизации отпадает необходимость создания бумажных документов, на которые еще необходимо нанести штрих-код, достаточно легко поддающийся подделке, понести затраты на цветные краски, голографические наклейки. Электронная же подпись имеет достаточно высокую криптозащиту и не требует бумажного носителя. Фактически это означает лишь наличие единого федерального центра, ведущего реестр выданных органами по сертификации сертификатов соответствия СМК и соответствующим образом аккредитованных экспертов с правом электронной подписи.
  2.  Сама процедура сертификации СМК с учетом всех требований к автоматизации и информатизации предприятий вряд ли будет способствовать росту производительности труда и эффективности, так как участие большого числа специалистов, работа которых связана с формированием и поддержанием в работоспособном состоянии инфраструктурного решения для учета технологических и управленческих процессов на предприятии сектора ОПК – с учетом требований защиты сведений ограниченного доступа, а также закупки и обслуживания технических средств, проведения других сопутствующих работ приводит к удорожанию проведения процедуры сертификации и подтверждения соответствия выданного сертификата на стороне предприятия.
  3.  Одновременно увеличение расходов будет и на стороне регулятора и органов по добровольной сертификации, так как на их стороне также требуется создание и поддержание в работоспособном состоянии связанной технологической и программной инфраструктуры, в задачи которой должно входить решение вопроса учета выданных сертификатов, выборочной плановой или внеплановой проверки подтверждения сведений сертификации.

Исходя из вышеизложенного, следует констатировать, что цифровая трансформация в части сертификации СМК предприятий ОПК повлечет значительное расходование средств, при этом результатом будет сокращение временных затрат на проведение процедур сертификации и контроля состояния СМК сертифицированных предприятий.

Однако, следствием подобных мероприятий в совокупности с ожидаемым результатом будет и увеличение расходов на содержание как самой цифровой инфраструктуры, так и работников требуемого уровня квалификации, привлекаемых для осуществления соответствующих операций в рамках процедур сертификации, – как на стороне самих предприятий, так и на стороне органов по сертификации и самого регулятора – уполномоченного органа государственной власти.

При этом значительно вырастут риски несанкционированного доступа к сведениям конфиденциального характера и сведениям, составляющим государственную тайну, так как в единой информационно-технологической инфраструктуре совокупность данных, на которые может быть наложен режим сведений ограниченного доступа, может быть легко собрана злоумышленником в случае атаки и последующего проникновения.

Таким образом, вопрос цифровой трансформации в сфере сертификации СМК предприятий ОПК следует решать пооперационно с многократным предварительным обсчетом и проверкой возможного эффекта от перехода «на цифру», чтобы не допустить:

  • создания предпосылок к утечке сведений ограниченного доступа через технические средства разведки;
  • увеличения себестоимости выполнения процедур сертификации в будущем;
  • снижения показателей производительности труда занятых в реализации политики менеджмента качества работников самих предприятий ОПК, экспертов по сертификации и регулятора в лице федерального органа исполнительной власти.

СДС «Военный Регистр» вот уже на протяжении 18 лет буквально ведет борьбу за реализацию не теряющего актуальность тезиса:

 «Принять меры по созданию единой системы обязательной сертификации предприятий-исполнителей государственного оборонного заказа, а также системы обеспечения гарантированного качества продукции оборонного назначения».

(Из Перечня поручений Президента Российской Федерации МК № 493 от 12 апреля 2000 г. п. 11)

Именно построение единой системы сертификации, как особенности оценки соответствия в ОПК, коррелируется с цифровизацией оборонной промышленности. Сегодня это нужно понять и принять, не как, невыполнение поручения Президента РФ, а как реальность, необходимую для решения проблем в обеспечении качества ВВТ. А это возможно при желании Правительства РФ решать эту проблему и наличии установленного государственного регулятора, обеспечивающего в рамках оборонно-промышленного комплекса страны:

  • единый понятийный аппарат;
  • единство требований при проведении оценки соответствия;
  • единство измерений;
  • внедрение единого формата электронного документооборота;
  • эффективность добровольной сертификации СМК, как дополнительного инструмента в обеспечении гарантированного качества оборонной продукции.


[1] (значительно отставая от многих наиболее конкурентоспособных экономик мира, таких как Швейцария, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг и Финляндия).

Однако, стоит отметить, что в Программе цифровой экономики не упоминается Министерство связи в его названии на тот момент, а в Положении о реорганизованном Министерстве нет ни слова о Программе цифровизации экономики страны, как и нет законодательных норм, дающих определение понятия «цифровизация» – то есть, как всегда: выдвинут лозунг на базе бытовых представлений и передовых мировых устремлений, но не определен единый понятийный аппарат, призванный не допустить разночтений в принимаемых решениях федеральных органов исполнительной власти.